11.04.2017

Маршрут "Дом-школа-дом"

Инструкция по применению.

Очень важным инструментом по практическому обучению детей самого младшего школьного возраста является схема безопасного движения от точки "А" в точку "Б", то есть от дома до образовательного учреждения, до учреждения дополнительного образования и обратно домой.

Кому нужен маршрут "Дом-школа-дом":

- родителям

-педагогам

-самим детям, для ориентирования в транспортной среде

Зачем нужен маршрут "Дом-школа-дом":

 схема безопасного движения ребенка при правильных методиках создания  дает возможность идентифицировать схематично изображенные рисунки с реальной дорожной ситуацией и двигаться по проложенному маршруту безопасно. Но в первую очередь создание безопасного маршрута необходимо для совместной проработки ребенком и взрослым маршрута движения и адаптации ребенка к реальным дорожным условиям.

 

Где должен быть размещен безопасный маршрут "Дом-школа-дом": 

Маршрут движения ребенка должен быть размещен на основной - главной  - странице самого часто используемого учебника или тетради. Чаще всего для этих целей выделяют первую внутреннюю страницу дневника, так как дневник будет с ребенком целый учебный год. Под нарисованной схемой подписывается родитель (законный представитель) и учитель, что означает ознакомление и согласие

 

Что должно быть отражено в схеме безопасного маршрута "Дом-школа-дом":

- все здания и сооружения, встречаемые на пути движения из точки "А" в точку "Б", с названиями-идентификаторами (например, магазин КИТ, школа развития Паллада и т.д.)

- все пересечения проезжих частей, тротуары, все объекты улично-дорожной сети (знаки, светофорные объекты, пешеходные переходы и так далее)

- непосредственно дом и здание самого образовательного учреждения (учреждения дополнительного образования)

-названия улиц, по которым осуществляется движение

- телефоны для экстренной связи (родителей, родственников, учителей)

 

 

И, наконец, самое главное - как создать безопасный маршрут "Дом-школа-дом", чтобы он стал действительно эффективным инструментом воздействия и повышения уровня ответственности за поведение в транспортной среде школьника начальной школы?

 

Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

1. Работа по созданию безопасного маршрута должна начаться с краткой зарисовки  (черновика) вместе с ребенком на отдельном листе всех зданий и сооружений, объектов улично-дорожной

сети, дорог и тротуаров, встречающихся на пути следования
2. Взяв эту зарисовку, взрослому вместе с ребенком необходимо выйти на улицу, и фактически пройти каждое здание или сооружение, отмеченное на зарисовке, отождествляя реальное здание нарисованной схеме. Этот этап очень важен для ребенка, так как благодаря данной идентификации и идет процесс определения и совмещения конкретного объекта с нарисованной схемой. 

3. Необходимо предусмотреть максимальное количество маршрутов движения, исходя из конкретных дорожных условий. Пройти вместе с ребенком различными путями, пусть какие-то из маршрутов будут намного длиннее предполагаемого первоначально взрослым.  Взрослому нужно помнить, что его планы и действия ребенка - не всегда совпадают. Вполне может оказаться, что ваш ребенок пойдет по более длинному пути, потому что он будет лежать через дом одноклассника.  Но в любом случае ребенок должен знать, где и как ему пройти безопасно.

4. Не всегда дорога от школы до дома оборудована  необходимыми средствами регулирования. Задача взрослого-научить ребенка переходить БЕЗОПАСНО ЛЮБОЙ участок проезжей части. А это значит, что необходимо научить слышать звуки приближающегося автомобиля, иметь навыки определения опасности, отсутствия раздражителей - отвлекающих элементов типа телефонов, планшетов, медийных проигрывателей.

5. Только после прохождения всех вышеуказанных этапов можно приступать к рисованию самого маршрута. Вместе с ребенком нарисуйте те же самые здания и сооружения, что и в черновике, и прорисуйте всевозможные маршруты движения. Совместные занятия по составлению маршрута "Дом-школа-дом", обсуждения, выбор удобного маршрута, помимо укрепления внутрисемейных связей, дают еще одну уникальную возможность подчеркивания доверия друг другу в схемах взаимодействия  "взрослый-ребенок".

И в завершение.

Позвольте ребенку быть самим собой. Отпустите его. Пройдя несколько раз безопасный маршрут "Дом-школа-дом", повторив основные правила безопасности - дайте возможность пройти ребенку этот маршрут одному. Самостоятельно. Родителю можно и нужно быть рядом - но так, чтобы ребенок сам выбрал свой маршрут движения, сам осознавал, куда ему идти, и где ему идти просто нравится больше. И мнение ребенка необходимо принять.   Задача взрослого - сделать выбранный именно ребенком маршрут безопасным.